Отличия управленческого и бухгалтерского учёта

В строительных компаниях нередко функции ведения управленческого учета перекладываются на бухгалтерию. Между тем, у бухгалтерии имеются собственные, первоочередные задачи: учет фактической деятельности и расчет налогов. Именно под данный функционал и создаются бухгалтерские программы. Однако подобные программные решения оказываются малоэффективными при решении задач управленческого учета, связанных с планированием и контролем производственного процесса, т.к. бухгалтерия не отвечает за планирование деятельности предприятия и ей известны только свершившиеся факты. Для ведения управленческого учёта, напротив, требуется оперативное календарное, ресурсное, финансовое планирование и непрерывный контроль.

Необходимость автоматизации управленческого учёта в строительных организациях назрела ещё несколько лет назад, когда в регионах России царил, так называемый, строительный бум. Но с приходом мирового финансового кризиса эта задача не только не утратила свою актуальность, а, напротив, стала первоочередной. Во-первых, оперативное ресурсное, календарное и финансовое планирование позволяет избежать незапланированных издержек, которые в условиях жёсткой экономии оборотных средств являются абсолютно недопустимым элементом. Во-вторых, непрерывный контроль способствует чёткому представлению о положении дел на предприятии и, соответственно, даёт возможность корректировки тех или иных платежей, а не пребыванию в статусе стороннего наблюдателя за свершившимися событиями, которые уже нельзя подвергнуть корректировке.

Несмотря на все эти факторы, программных решений, обеспечивающих комплексную автоматизацию деятельности строительных предприятий практически нет. Программное решение «АЛТИУС — Управление строительством» позволяет упорядочить и систематизировать деятельность строительного предприятия: вести учёт договоров с заказчиками и подрядчиками, автоматически формировать сетевые план-графики, вести управленческий учёт движения денежных средств компании, вести взаиморасчёты с заказчиками, подрядчиками и поставщиками, контролировать сроки и объёмы выполняемых работ. Кроме этого, в программе возможен обмен данными с любыми другими программами.


Помимо основных модулей программы «АЛТИУС — Управление строительством» в программе также существуют модули обмена данными с бухгалтерскими программами, которые позволяют отследить движение денежных средств строительного предприятия (банк-касса) и материально-технических ценностей.


Работа с программой начинается с ввода договоров с заказчиками. В каждом договоре фиксируются обязательные реквизиты, а также список этапов работ по договору и график платежей. На каждом этапе работы заполняется Приложение к договору с заказчиком. В Приложении указывается список видов работ, объемы и расценки. К каждому виду работ могут быть перечислены необходимые ресурсы: материалы, устанавливаемое оборудование, требуемые машины и механизмы, а для каждого вида ресурсов указывается плановая дата его поставки на объект. Кроме того, по каждому договору с заказчиком может быть введён один или несколько договоров с подрядчиками.

К договорам с подрядчиками аналогично заполняются приложения на этапы работ, при необходимости с расшифровкой по ресурсам. Если компания осуществляет поставку материалов, оборудования или техники подрядчику, то после ввода этих данных в приложения, они также будут отражены в план-графике поставки ресурсов на объект. Помимо этого, в приложение можно импортировать смету, тогда его заполнение будет происходить автоматически. Если часть работ выполняется собственными силами, без привлечения субподрядчиков, то необходимо произвести планирование собственных работ. На основании этих данных формируются графики выполнения работ по объектам, календарные план-графики поставки ресурсов на объект, а также рассчитывается плановая рентабельность по договору. Исходя из имеющихся графиков платежей по договорам и приложениям, программа формирует финансовый план предприятия и обеспечивает контроль на всех этапах выполнения обязательств по договору.

В заключении стоит отметить, что необходимость создания программных решений, обеспечивающих автоматизацию управленческого учёта строительных компаний, возникла не на пустом месте. Строительный сектор является реальным источником пополнения бюджетов городов России. Такие сложности, как «замораживание» строительства и несвоевременная поставка материалов и оборудования не всегда соответствует расхожему мнению о недостатке инвестиций в строительство объектов недвижимости. Зачастую данная проблема связана именно с неверным распределением платежей, как по составу затрат, так и по срокам их оптимального осуществления и с несвоевременным контролем над издержками. Возлагать решение данных проблем на бухгалтерские подразделения не целесообразно, поскольку должного эффекта достичь таким образом не представляется возможным. Внедрение специализированных программных решений, напротив, позволит решить задачи, связанные с автоматизацией управленческого учёта строительных компаний и позволит оперативно реагировать на все происходящие изменения.

 

Основное меню

Accordion FAQ




Главная Статьи на тему "Управление строительством" Отличия управленческого и бухгалтерского учёта